Mitas PneuTrac

Главная » Mitas PneuTrac

Это всего лишь шина, дружище…

…но совсем не такая, какую мы знаем. Пока ее только испытывают, но концепт шины под названием PneuTrac, двойное имя которого объединяет «пневматик» и «трак», уже делает многообещающие заявки. Не ждите, в ближайшее время вы не увидите в продаже эту интригующе выглядящую «обувку», потому что ее производство планируется начинать не раньше 2015 г.

Когда фирма Mitas на последней ноябрьской Agritechnica представила свое радикальное переосмысление обычной сельскохозяйственной шины, звук ударов челюстей об пол был почти оглушительным. Куда делась боковина? Где место для воздуха? Получается, что боковые стенки как бы сложены внутрь и там еще остается места для воздуха. Но прежде чем дальше разбираться с конструкцией шины, два слова о том, как возникла эта концепция. Она явилась плодом сотрудничества между чешской компанией Mitas и базирующейся в Израиле компании Galileo Mobility Instruments. Совместный проект окрестили «Реконструкцией шины» (Redesigning the Tyre). И уже нет никаких сомнений, что они сделали это, спроектировали шину вновь.

Самое очевидное различие между PneuTrac и обычной радиальной шиной находится в их боковинах. Даже когда шина накачана, ее боковины имеют V-образную форму и симметрично вогнуты относительно центра обода вершинами друг к другу – см. рисунок справа. Эта конструкция, напоминающая меха гармони, обеспечивает гораздо большую величину упругой деформации, чем гибкие боковины радиальной шины, утверждают в Mitas. Также новыми возможностями этой шины являются лучшая боковая устойчивость и возможность использования в спущенном состоянии в течение короткого времени. Но главное преимущество состоит в большей площади пятна контакта. Сильный прогиб боковины под нагрузкой позволяет большей части резины пневматика контактировать с землей, делая след существенно шире и длиннее, чем у эквивалентной радиальной шины. Сам протектор вполне обычный, шина изготавливается традиционным способом (хотя и в совершенно иной пресс-форме), и к счастью, к ней подходят стандартные обода.

Mitas сделала всего один типоразмер резины — небольшой 280/70R18 — и все эксперименты проводит на ней. Между тем прогнозы хорошие. В статическом испытании производитель сравнивал PneuTrac с радиальной шины того же размера.

При нагрузке 900 кг и давлении 1 бар, рекомендованном для скорости до 20 км/ч, радиальная покрышка оставила след 766 см2. В отличие от нее PneuTrac может быть нагружена той же массой при давлении 0,8 бар, но иметь пятно контакта 946 см2. Mitas говорит, что такое увеличение площади на 23 % снижает давление на грунт на 19 % с 0,12 МПа до 0,9 МПа.

Прошло время, и Mitas продемонстрировала новую шину в действии в испытательном зале с «почвенным» основанием. Два связанные тросом Lindner Unitracs 64 кВт (86 л. с.) были соединены также тросом с трактором Massey через шкив на его передней части. Один Lindner был обут в обычные радиальные шины, другой – в PneuTrac. Оба транспортных средства стали двигаться по залу одновременно на скорости 8 км/ч с Massey на крюке в роли огромного земельного якоря. Вскоре стало ясно, что шины PneuTrac обеспечивают лучшее сцепление: пробуксовка на обутой в них машине была меньше, поэтому соревнование в тяге выиграла именно она.

В шинах было создано давление, исходя из места их установки: на задних осях оно составляло 0,8 бар на обоих транспортных средствах, в передних шинах с радиальным кордом – до 2,5 бар против 2,0 бар на PneuTrac.

Новая конструкция имеет потенциальные подводные камни. Для обеспечения хороших показателей долговечности нужно, чтобы деформация шины не приводила к касанию и трению друг об друга борта шины и ее боковины. Поэтому, как всегда, накачиванием должен быть достигнуть компромисс между минимальным давлением для максимизации пятна контакта и количеством воздуха, чтобы справляться с дополнительной нагрузкой на задние шины при поднятии навесного оборудования. Также следует подумать о комфортном передвижении по дороге. Если новая шина будет больше ограничена в направлениях деформации, чем обычная шина с радиальным кордом, то скорее всего, ее можно будет устанавливать только на полностью подрессоренные машины и никак не на жесткие шасси. Так или иначе, перекачки шин нужно избегать, поскольку это может привести к выправлению складок боковин и даже к выворачиванию их наизнанку. Также будет интересно увидеть сравнение коэффициентов сопротивления качению новых и обычных радиальных шин, поскольку величина сопротивления влияет на показатели расхода топлива.

Таким образом, ото всех требуемых испытаний сделана лишь малая часть. Производство не начнется по крайней мере до 2015-го, поэтому слишком рано говорить о цене.

Итак, плиссированные боковины и увеличенное пятно контакта выгодно отличает Mitas PneuTrac. С одной стороны от складки на боковине находится обычный протектор; с другой – обычный обод. После того как все это отмасштабируется до больших размеров, будет интересно посмотреть, как эта радикально измененная конструкция шины будет работать при огромных нагрузках и скоростях сельского хозяйства.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх