Поразительно, хотя и легко объяснимо, как одна и та же историческая закономерность повторяется, как только двигатели инноваций становятся силами сохранения. Когда самоосвободившиеся ремесленники, основавшие свободные города, стали богатыми и могущественными, они начали защищать свое богатство с помощью правил (городских или королевских правил), ограничивающих конкуренцию и становящихся монопольными производителями или торговцами.
То же самое произошло с предпринимателями
промышленной революции. Смелыми и свободолюбивыми людьми первой фазы английской
индустриализации медленно, но неумолимо стали богачи, которые боялись
конкуренции со стороны других новых индустриальных регионов, таких как
Германия.
Они нашли восприимчивых политиков, которые с расширением политической свободы
все больше и больше полагались в своем избрании на благосклонность национальных
подданных и особенно наиболее организованных групп, а именно промышленников,
торговцев, финансистов, и рабочие страны объединились в свои профсоюзы.
Адам Смит заметил, что: «Люди одной
профессии редко встречаются вместе, даже для веселья и развлечения, но беседа
заканчивается заговором против общества или каким-то умыслом с целью поднять
цены».
Поэтому он посоветовал правителям штата никоим образом не способствовать
созданию торговых ассоциаций. Он, например, был против ведения публичных
реестров, в которых конкретно перечислялись все, кто ведет дела в определенном
секторе.
Реальность такова, что правители не только способствовали, но и ввели
обязательную регистрацию этих объединений предпринимателей в государственных
реестрах; и эта практика позже была распространена на рабочие ассоциации. В
конце концов, большой бизнес и большая рабочая сила объединились (вместе или по
отдельности) с большим правительством и сделали монополию и монополистические
методы общепринятым правилом.
Возрождение монополий, по крайней мере в
Англии, началось не в промышленном секторе, а в сфере так называемых
общественных услуг (здравоохранение, образование, социальное обеспечение,
транспорт) и коммунальных услуг (газ, электричество и, позже, телефонная
связь). , радио и телевидение). Это будет продолжаться десятилетия, начиная с
конца XIX века до того момента, когда практически все они станут
государственными монополиями.
Странный факт, который обычно замалчивается служащими государству историками,
заключается в том, что те службы и коммунальные услуги, которые были созданы
ассоциациями, такими как общества взаимопомощи, или отдельными лицами, такими
как филантропы, общественные активисты или просто обычные предприниматели, не
были только функционировал довольно хорошо, учитывая ресурсы и технологии того
времени, но набирал силу. То, как они были организованы и управлялись, делало
каждого все более и более автономным и самостоятельным, поскольку отдельные
лица принимали непосредственное участие в создании собственных поддерживающих
агентств за счет собственных средств.
История должна быть кратко рассказана. В 1877 году в Англии насчитывалось 2,7 миллиона членов зарегистрированных дружественных обществ, занимавшихся предоставлением услуг социального обеспечения. В 1897 году число членов достигло 4,8 миллиона. К 1910 году эта цифра выросла до 6,6 миллиона человек. Если мы включим членов незарегистрированных добровольных страховых ассоциаций, то выяснится, что по крайней мере 9 миллионов были охвачены социальным обеспечением (из 36 миллионов населения и около 8 миллионов семей или отдельных лиц), и это число росло в среднем с каждым годом. более ста тысяч членов. В этот момент, в 1911 году, «либеральное» правительство Ллойд Джорджа выступило против оппозиции рабочего класса:непопулярный тогда Закон о национальном страховании, согласно которому социальное страхование стало обязательным для 12 миллионов человек. Таким образом, будет справедливо сказать, что государство вмешалось как раз тогда, когда общественные объединения уже были на пути к достижению тех же результатов, которые государство навязывало законом.
То же самое произошло с услугами
образования и здравоохранения.
В течение XIX века образование стало одним из основных направлений
вмешательства многих людей, от социалистических утопистов, таких как Роберт
Оуэн, до ученых, таких как преподобный Ричард Дауэс, и многих общественных
активистов и благотворителей. Школы дам, благотворительные школы, коммерческие
школы, школы квакеров, англиканские школы, рабочие колледжи, институты механики
и т.д. Возникли повсюду в Англии, чтобы удовлетворить потребности населения,
жаждущего грамотности и знаний. Первое всестороннее исследование образования,
проведенное в 1818 году, показало, что 7% всего населения посещало ту или иную
форму школы. В течение десяти лет второй опрос зафиксировал удвоение числа
учеников. В 1861 году Комиссия Ньюкасла, после исследования количества детей,
получивших формальное образование, в Англии был получен показатель 95,5%.
Аналогичная картина наблюдается в Соединенных Штатах, где грамотность на Севере
выросла до более чем 90% населения к середине XIX века.
Даже при наличии такой тенденции к добровольному всеобщему образованию государство считало необходимым вмешаться и монополизировать эту сферу путем создания государственных школ, поддерживаемых за счет обязательного налогообложения, и учреждения дипломов, удостоверенных государством в качестве единственного действительного сертификата для большинства профессий. Это привело к закрытию любой коммерческой или благотворительной школы, кроме так называемой государственной школы для отпрысков богатых и влиятельных. Дети всех остальных должны были поступить в государственную школу государственного значения.
Что касается оказания медицинских услуг, то на протяжении всей истории религиозные и благотворительные учреждения обслуживали бедных на добровольной основе, получая на эти цели пожертвования от богатых бенефициаров. В течение XVIII века в Лондоне было построено пять новых больниц за счет финансовой поддержки некоторых богатых семей (таких как Бакстоны, Баркли, Черрингтоны, Хэнбери) и с помощью так называемых «подписчиков на пять гвиней». Другие больницы были основаны аналогичным образом в других английских городах в течение того же столетия, но ничто по сравнению с тем, что произошло в течение следующего столетия: только в Лондоне в XIX веке было построено тридцать шесть больниц (более половины нынешнего числа), основанный по открытой подписке или преданными богатыми людьми.
Что касается медицинского обслуживания вне больницы, существовала четко сформулированная система в соответствии с конкретными предпочтениями и возможностями человека. Некоторые люди платили врачу гонорар в зависимости от их платежеспособности (при этом доход оценивался в размере уплаченной арендной платы). Некоторые получили бесплатную помощь через благотворительные организации. Некоторые из них покрывались схемами предоплаты, похожими на страховку, с фиксированной годовой платой, выплачиваемой в рассрочку. Таким образом, медицинская профессия была независимой профессией, и ее члены процветали в соответствии с качеством предоставляемых услуг. И врачей выбирали пациенты, которые за счет прямой или косвенной оплаты поддерживали профессию и тщательно проверяли компетентность, честность и отзывчивость ее членов.
С вмешательством государства и
монопольным захватом образования и здравоохранения учителя и врачи стали
государственными служащими, обеспеченными своей работой независимо от качества
(или отсутствия качества) их услуг.
За этим последовало то, что все дружественные и добровольные ассоциации
общественного питания для этих нужд были либо распущены, либо поглощены
государством, которое стало монополистическим поставщиком через такие органы,
как Национальная служба здравоохранения Великобритании. Это разрушило не только
возможность выбора, но и возможность научиться стать ответственным человеком,
способным распределять ресурсы наиболее разумным образом. Это должно было стать
задачей политиков, и результаты будут видны в ближайшее время.
Возрождение монополий коснулось не только коммунальных услуг, но и коммунальных услуг. Различные компании, предоставляющие конкурентоспособные услуги в городе, начали муниципализоваться и перейти под контроль городского совета. Чтобы понять, как все развивались, мы можем обратиться к задокументированному делу компании Gas Light в Балтиморе (США). В 1880 году существовало три конкурирующих газовых компании, но в 1890 году законодатели Мэриленда представили законопроект о предоставлении Consolidated Gas Company 25-летней монополии на поставку газа в город в обмен на выплату совету в размере 10 000 долларов в год и 3% от всех дивидендов. Трудно понять, какую выгоду получат потребители от института такой монополии. Это было похоже на возвращение к феодализму и хищническим практикам французских и английских королей прошлых веков.
С появлением национального государства
эти виды вмешательств множились, достигая пика, что привело практически во всем
мире менее чем за столетие к государственным или контролируемым государством
монополиям на все коммунальные услуги (газ, электричество, вода, почта,
телефон).
Параллельно с этим монополистическая практика проникала во все виды бизнеса,
промышленного и сельскохозяйственного. И нужно сказать кое-что о том, каким
обманом был осуществлен этот процесс.