Четыре горшка и 170 коней
Если вам нужны доказательства совершенства современных четырехцилиндровых двигателей, тогда стоит взглянуть на Valtra N163. Его максимальная мощность? Огромные 126 кВт (171 л. с.). Возможно, эта мощность слишком велика для короткой колесной базы трактора. Проверим на модели Valtra с гидровариаторной трансмиссией Direct CVT.
Как бы выжать больше мощности? Этим традиционным вопросом задается любой инженер, проектирующий двигатели. И поэтому с каждым годом мы видим все большие значения мощности, «втиснутой» в маленький объем двигателей. Будучи в тренде, четырехцилиндровые тракторы активно принимают участие в этой гонке, и их двигатели скоро достигнут планки 200 л. с. Valtra в авангарде пелотона, и доказательством этого является современный N163, четырехцилиндровый флагман с завидными показателями — 126 кВт (171 л. с.), «выжимаемых» из 4,9-литрового блока.
AGCO Power (или Sisu для стойких фанатов Valtra) сборку 49AWI-4V оснастили электровпрыском Common-Rail, четырьмя клапанами на цилиндр и комбинацией DOC ( Diesel Oxidation Catalyst — дизельный каталитический дожигатель) и SCR ( Selective Catalytic Reduction — селективный каталитический нейтрализатор), использующий AdBlue, чтобы соответствовать нормам Stage III B или Tier 4i. Номинальная мощность должна быть 117 кВт (159 л. с.) в соответствии со стандартом ISO 14396, а при работе системы интеллектуального управления мощностью (IPM) Sigma Power — 126 кВт (171 л. с.). Первой остановкой для нашего N163 Direct был испытательный центр DLG, где при номинальных оборотах был достигнут результат — 94,6 кВт (129,0 л. с.) на ВОМ и 116,4 кВт (158,0 л. с.) при включении Sigma Power. Это замечательные показатели. Кривые мощности и момента двигателя: момент возрастает приблизительно на 52 % при падении оборотов двигателя только на 27 % и площадка постоянной мощности около 32 %. Максимальный вращающий момент 666 Н•м — является новым рекордом для четырех цилиндров.
Но, чтобы получить мощность, нужно сжечь топливо, и N-Series расходует 262 г/кВт•ч при номинальных оборотах, и 239 г/кВт•ч при максимальных оборотах ВОМ — оба результата средние. Дополнительно дизель трактора потреблял 15 г/кВт•ч AdBlue.
Подобные результаты были получены при измерениях тяговой мощности 316 г/кВт•ч при номинальных оборотах, и 273 г/кВт•ч при максимальной мощности — относительно высокий расход топлива для машины, отвечающей требованиям Stage IIIB. Аналогичные результаты получили и при замерах по методике Powermix со средней величиной коэффициент Powermix 294 г/кВт•ч, практически совпадающей с его средним значением для всех ранее испытанных тракторов, отличаясь от него в меньшую сторону всего на 1 г/кВт•ч. Также важным показателем является удельный расход AdBlue, который у нашего N163 составил 17 г/кВт•ч.
Что касается объема баков, то, кажется, 230-литрового для топлива и 27-литрового для AdBlue вполне достаточно, хотя увеличенный топливный бак мог бы с большей уверенностью гарантировать работу трактора в напряженном ритме в течение всего дня. Direct CVT является собственной разработкой Valtra, созданной независимо от семейства AGCO. Коробка располагает диапазонами «А» для 0–8 км/ч, «B» 0–17 км/ч, «C» 0–26 км/ч и «D» — 0–50 км/ч. Полезным улучшением была бы система указывающая оператору, какой из четырех диапазонов в наилучшей степени соответствует выполняемой работе. Valtra советует операторам выбирать диапазон «А» для тяжелых тяговых работ на малой скорости, «В» для погрузочных работ, в то время как «C» и «D» должны закрывать все остальные виды работ.
При определении тяговой мощности N163 мы работали в диапазоне «В» и получили при номинальных оборотах двигателя 79,1 кВт (106,0 л. с.) и 95,4 кВт (127,9 л. с.) максимальной мощности. Заставить двигаться трактор с коробкой Direct может и неопытный водитель. Но для работы «N» в оптимальных режимах нагрузки просто необходимо ознакомиться с огромным набором всевозможных функций этого трактора. Число функций, включение которых отображается на дисплее подлокотника в виде цветных иконок, несметно: начиная от настроек интенсивности челночного движения до увеличения оборотов двигателя при работе гидравлики.