Повышение мобильности и проходимости автотранспорта на колесной тяге курсантов ВУЗов системы МО,МВД, МЧС, ФСБ России

Главная » Повышение мобильности и проходимости автотранспорта на колесной тяге курсантов ВУЗов системы МО,МВД, МЧС, ФСБ России

В системе органов обеспечения национальной безопасности государства особую роль играет подготовка курсантов военных училищ, образовательных организаций Службы внешней разведки России, академий ФСБ, университета МВД России и иных государственных органов. Общие тенденции развития военного образования оказывают воздействие на целеполагание при профессиональной подготовке специалистов спецслужб.

Общая тенденция гуманизации военного образования не должна препятствовать всесторонней тактико-технической подготовке обучаемых, формированию специализированных компетенций в области выбора и эксплуатации военной техники, а также ее деталей.   Научно-практические исследования в области обеспечения обороноспособности страны рассматриваются мировым сообществом как гарантия военного превосходства государства и его национальной безопасности. Планируется создание Российского агентства по перспективным оборонным исследованиям и разработкам, в работе которого примут участие сегодняшние курсанты и адъюнкты ВУЗов системы МО, МВД, МЧС и ФСБ/

Уровень технической оснащенности вышеназванных служб определяет эффективность исполнения задач по повышению обороноспособности, спасению раненых и пострадавших, противодействию терроризмуи организованной преступности, охране государственной границы, пресечению массовых беспорядков.Закупки военной техники и ее составляющих финансируются из федерального бюджета в соответствии с Государственной программой вооружений в рамках оборонного госзаказа. Следовательно, изучение технических особенностей отдельных узлов и систем применяемого автотранспорта должно быть включено в программу подготовки специалистов. В системе ФСБ речь идет о руководящем составе, оперативных сотрудниках спецподразделений, Федеральной пограничной службы. В ходе любой наземной операции передвижение личного состава и вооружения, военной и специальной техники происходит по оптимальным маршрутам, зачастую вне автомобильных дорог, где проходимость на местности ограничена.

В настоящее время часть автопарка соответствующих министерств и ведомств не отвечают требованиям современности: защитные свойства, проходимость, маневренность, надежность, эргономичность, надежность отдельных узлов и систем, способность выполнения боевой задачи в условиях воздействия разных поражающих факторов). Используется в основном российская техника: ПАЗ, ВАЗ, УАЗ, ЗИЛ, КамАЗ, ГАЗ. При этом затруднена эксплуатация в условиях бездорожья, передвижения по пересеченной местности, перевозке крупногабаритных грузов. Ряд автомобилей и их деталей, соответствующих вышеуказанным требованиям, не входят в табели оснащения и имеющуюся номенклатуру.

Мобильность войск и отрядов специального назначения с технической точки зрения определяется следующими факторами: максимальная скорость движения, запас хода по топливу, массогабаритные характеристики транспортных средств.  Маневренность транспортных средств на колесной тяге зависит от управляемости, подвижности и габаритной и опорно-сцепной проходимости образцов военной и специальной техники. Опорная проходимость определяет возможность движения в ухудшенных дорожных условиях по деформируемым грунтам.Для преодоления препятствий дискретного характера, обеспечения опорно-сцепной проходимости и перемещении по грунтам со слабой несущей способностью особое значение имеют клиренс и диаметр колес, параметры колеи и качество дисков. Габаритная проходимость в конечном итоге определяется способностью к повороту (развороту) в неблагоприятных условиях, в том числе от угла поворота колесной пары, габаритов транспортной единицы. Наилучшие характеристики проходимости встречаются у машин, где четыре колеса имеют бортовой поворот.

Для ведения боевых действий, контртеррористических мероприятий применяются малогабаритные колесные транспортные средства, в том числе с дистанционным управлением, чья проходимость обуславливает выполнение боевой задачи.Проходимость колесного транспортного средства при испытаниях определяется способностью выполнить фигуру «восьмерка» на склоне с определенной крутизной и характеристиками грунта; движение на повороте с максимальной боковой нагрузкой на колесо. Колесная формула машины, радиус колеса и надежность дисков определяют высоту и ширину преодолеваемой преграды.

В производстве дисков помимо конструкционной колесной I стали применяются легкие: деформируемый и литейный алюминиевые сплавы, деформируемый магниевыйсплав (АВ, АК7, МА2-1). Последние характеризуются меньшими параметрами веса иинерционного момента,твердостью, вариантами дизайна, однако меньшей трещиностойкостью и пластичностью. Легкосплавные колеса более управляемы, обеспечивают плавный ход, оптимальную динамику торможения и разгона, сохраняют эксплуатационные свойства подвески [5].Реакция литых колес на удар не связана с конструкцией колеса, а зависит от свойств материала (ГОСТ Р 50511-93). Конструкционные решения влияют на проходимость автотранспорта. Для бездорожья рекомендованы диски-лебедки, ограниченно представленные на рынке.

Автомобильныеколесные диски“NNNNN-Co»оборудованы крепежно-посадочными стопорными местами для кронштейнов, к которым крепятся противобуксовочные средства. Кронштейны и крепежно-посадочные стопорные места   имеют резьбовые или шарнирные соединения и фиксаторы, заглушки и штыри различного профиля.  На рынок выведены 6 вариантов конструкции таких дисков.  Диски стальные, методы изготовления диска традиционны: кованые. штампованные, литые, рассчитаны на легковые и грузовые транспортные средства.

Диск-лебедка имеет подключаемый полный привод, позволяет запустить двигатель на низком АКБ, использовать крутящийся момент и спешно установить антибуксы. Привод генераторов обеспечивается от 10 кВт., увеличиваются подъемно-тяговые свойства. Изящное конструкторское решение диска-лебедки включает обод на закраинах диска снабженный крепежными отверстиями с резьбовым соединением. На внешней стороне ведущего колеса формируется барабаноподобная конструкция, тросом крепящаяся в одной плоскости к неподвижному основанию во внешней среде (дерево, дорожный столб, костыль). Вращающийся момент обеспечивает равномерное наматывание троса на колесо с мощностью, обеспечиваемой техническими характеристиками автомобиля. Если ведущей осью является задняя, а внешний упор и колесо вынужденно расположены в различных плоскостях, к переднему диску крепится проушина, через которую продет трос,равномерно наматывающийся на ведущее колесо.

На практических занятиях курсанты отрабатывают навыки использования диска-лебедки на различных автомобилях, тренируя точность и скорость выполнения манипуляции в условиях передвижения по различным грунтам. снегу, форсировании водных преград, болотистой местности.  На теоретических занятиях они самостоятельно вычленяют преимущества данного конструкторского решения:

  • очень мощная лебедка, не увеличивающая массу и габариты автомобиля с неизменной нагрузкой на его штатные элементы;
  • автономность эксплуатации без увеличения расхода аккумулятора;
  • скорость выполнения манипуляции;
  • трансформация моноприводной техники в аналог полного привода за счет спаривания ведущего и ведомого колес с блокировкой дифференциалов;
  • защита от механических повреждений при использовании противобуксировочных средств;
  • усиление закраин для повышения противоударной устойчивости и сохранения управляемости транспортным средством;
  • передача крутящегося момента за счет подобия шкива диска на стандартный шкив стороннего элемента с увеличением их оборотов;
  • использование в качестве кривого стартера при разряженном аккумуляторе;
  • водитель может иметь ограниченные физические способности, способен самостоятельно осуществить извлечение автомобиля;
  • использование крутящего момента диска колеса в отсутствие исправного электрогенератора для получения и передачи электроэнергии;
  • противоугонные свойства диска.

Такие конструкторские решения повышают боеспособность войск, отрядов специального назначения, формирований МЧС. Транспорт на колесной тяге должен быть способен на экстренное осуществление реверсивной водной и воздушной переправы, экстренное реверсивное разминирование участка местности, обладать устойчивостью к взрывам небольшой мощности. Проведение контртеррористической и разведывательной операции может потребовать решения вышеперечисленных задач при передвижении на легковом автомобиле, оснащенном дисками-лебедками. Транспортные средства должны быть оборудованы комплексом многофункциональных средств, сокращающих затрачивание временных, физиологических и технических ресурсов. 

Обучение курсантов и адъюнктов обязано иметь практическую направленность,подтвержденную в условиях чрезвычайной ситуации, боевых действий. В частности, проект «NNNNN-Co» подтверждается результатами полевых испытаний, о чем свидетельствуют письма МЧС РФ № 6-1-2682от 13. 11. 2017,МЗ РФ за № 14-3/3140566-579 от 02. февраля 2018 и благодарственное письмо ФКУ НПО «СТиС» МВД России.

Мы предлагаем в качестве способа соединения теоретических и практических знаний по смежным дисциплинам рассматривать изучение отдельных единиц боевой и специальной техники, а также их элементов. Кафедры физики и высшей математикимогут рассматривать на примере дисков следующие темы: «основы сопромата», «расчет дифференциалов», «механика»

На старших курсах к этому же примеру следует вернуться при изучении специальной техники, тактики проведения контртеррористических операций, логистики войсковых и специальных операций, экономическом планировании. На занятиях по оперативной и физической подготовке упражнения по форсированию водных и воздушных переправ, наземных преград, эвакуации условно раненых и пострадавших отрабатывается работа с диском МЧС. Таким образом, изучение специальной техники будет одним из сквозных направлений подготовки сотрудника ФСБ.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх