Катастрофа в Байфорде: страшная смерть 5 дайверов

Главная » Катастрофа в Байфорде: страшная смерть 5 дайверов

Дайверы-сатураторы – это профессиональные глубоководные дайверы, которые опускаются на глубину 500 футов (152 метра) и более для обслуживания оборудования на морских нефтяных вышках и подводных трубопроводах. Но в отличие от большинства коммерческих дайверов, которые работают под водой несколько часов и возвращаются на поверхность, дайверы-сатураторы проводят на одной работе до 28 дней, живя в тесной камере высокого давления, где они едят и спят между сменами.

Зарплата у таких дайверов отличная – от 30 000 до 45 000 долларов в месяц, но это напряженная работа в потусторонней и вызывающей клаустрофобию обстановке. И это может быть опасно. В 1983 году четверо дайверов и один член экипажа погибли в результате ужасного несчастного случая на борту норвежской нефтяной вышки под названием «Байфорд Долфин».

Катастрофа в Байфорде стала тревожным сигналом для индустрии коммерческого дайвинга, которая отреагировала ужесточением мер безопасности, чтобы гарантировать, что больше никого не постигнет такая ужасная участь. Прежде чем мы объясним, что произошло, вот небольшая информация о декомпрессионной болезни или «перегибах».

Почему «Изгибы» опасны?

С тех пор как в 1940-х годах было впервые изобретено подводное плавание с аквалангом, дайверы многое узнали о том, как безопасно плавать на больших глубинах, иногда трудным путем. Когда ныряльщик опускается, вес воды вокруг него оказывает давление на каждую клетку его тела. Давление даже сжимает молекулы газообразного азота, всасываемого легкими, что приводит к растворению газообразного азота в кровотоке.

Поглощение азота само по себе не является проблемой. Проблема возникает, если дайвер пытается подняться на поверхность слишком быстро. Представьте себе, что вы встряхиваете 2-литровую бутылку газировки и открываете крышку. Газы, которые содержались под давлением, мгновенно образуют пузырьки и расширяются.

Это в значительной степени то, что происходит внутри тела дайвера, когда он страдает от декомпрессионной болезни или «перегибов». Если они слишком быстро поднимаются от высокого давления глубинной воды к гораздо более низкому давлению на поверхности, молекулы азота, которые растворились под давлением, быстро расширяются и снова становятся газообразными.

«В кровотоке образуются пузырьки азота, которые могут препятствовать циркуляции крови, в том числе к сердцу», – говорит Филлип Ньюсум, опытный коммерческий дайвер и исполнительный директор «Международной ассоциации подрядчиков по дайвингу». «Вот тогда-то вы и рискуете заболеть декомпрессионной болезнью».

Декомпрессионная болезнь или «перегибы» – это болезненное и потенциально смертельное состояние, которое может вызвать мучительные боли в суставах и мышцах, бред, паралич, сердечные приступы и инсульты. Если обнаружить «перегибы» достаточно быстро, их можно вылечить, поместив пострадавшего обратно под давление в специальный резервуар, называемый барокамерой, и медленно снижая давление в течение нескольких часов или дней.

Но лучшая стратегия – вообще избежать декомпрессионной болезни, медленно поднимаясь на поверхность и делая частые перерывы, чтобы позволить вашему организму естественным образом выдохнуть азот. Сертифицированные дайверы с аквалангом знают, как читать инструкцию по рекреационному погружению, в которой указано, когда делать перерывы в целях безопасности во время подъема и как долго.

Однако коммерческих дайверов просят работать на глубинах, намного превышающих те, на которые осмелился бы любой любитель подводного плавания. Как мы увидим далее, для этого требуется совершенно другой тип декомпрессии, и именно сбой в этой системе привел к насильственной смерти дайверов «Byford Dolphin».

Как дайверу-сатураторы так долго остаются под водой?

Чем глубже вы погружаетесь и чем дольше остаетесь под водой, тем больше азота растворяется в вашем кровотоке. В конце концов, тело дайвера становится «насыщенным» растворенным азотом, за что дайверы-сатураторы и получили свое название.

Дайверы-сатураторы работают на глубинах до 1000 футов (304 метра). Если бы они использовали ту же технику, что и дайверы-любители, для безопасной декомпрессии – медленный подъем с длительными паузами, — им потребовались бы дни, чтобы достичь поверхности.

Вместо этого дайверы-сатураторы поднимают на поверхность в водолазных колоколах под давлением, а затем их переводят в специализированные декомпрессионные камеры. На каждые 100 футов (30 метров), которые погружается дайвер-сатуратор, ему необходимо провести примерно один день в камере, где он отдыхает на раскладушках, смотрит фильмы и получает пищу через герметичные отверстия.

Проблема в том, что нефтяной компании неэкономично платить водолазам-сатураторам за несколько часов работы и несколько дней отдыха. И что интересно, как только вы достигаете уровня насыщения, ваш организм больше не может усваивать азот, независимо от того, как долго вы остаетесь под водой. Таким образом, вместо того, чтобы разряжаться после каждого погружения, дайверы-сатураторы просто поддерживают давление.

В течение 28 дней – максимального в отрасли времени погружения — дайверы будут погружаться на глубину в этих герметичных водолазных колоколах. Но вместо того, чтобы входить в декомпрессионную камеру на поверхности, они размещаются внутри барокамеры, которая поддерживает в их телах тот же уровень давления, что и в глубокой воде.

«Мы называем это глубиной хранения», – говорит Ньюсум, чья организация помогает устанавливать международные стандарты безопасности для коммерческого дайвинга. «Оставаясь сжатыми, они могут работать там столько, сколько им нужно, а когда вы поднимаете их обратно, вам не нужно беспокоиться о декомпрессии».

То есть до тех пор, пока работа не будет выполнена. Последняя неделя любого погружения с насыщением отведена для медленной и устойчивой декомпрессии, прежде чем, наконец, покинуть тесное помещение и снова подышать свежим воздухом.

Рутинная процедура пошла ужасно неправильно.
Для проведения операции по погружению с насыщением требуется целая команда.
Специалисты по жизнеобеспечению следят за тем, чтобы воздушная смесь в барокамере соответствовала воздуху, которым дышат дайверы под водой. Команда контроля погружений отвечает за управление водолазным колоколом, который поднимается и опускается с помощью крана, и за наблюдением за дайверами во время их работы. Есть даже повара, которые готовят и подают блюда мужчинам, запертым в жилых помещениях.

Работники, называемые «тендерами», выполняют очень важную вспомогательную работу. Они помогают разматывать и втягивать «пуповину» — толстую линию трубок для подачи воздуха и коммуникационных проводов, которая соединяет дайверов с поверхностью. В прошлом у тендеров были другие обязанности, которые включали стыковку водолазного колокола с жилыми помещениями под давлением.

«Дайверы-сатураторы полностью находятся во власти тендера и их руководителей из группы контроля погружений», – говорит Ньюсум.

5 ноября 1983 года опытный тендерщик по имени Уильям Краммонд выполнял обычную процедуру на борту «Байфорд Долфин», полупогружной нефтяной вышки, работающей в Северном море. Буровая установка была оборудована двумя жилыми камерами под давлением, в каждой из которых находилось по два водолаза. Краммонд только что подсоединил водолазный колокол к жилым помещениям и благополучно поместил пару водолазов в первую камеру. Два других дайвера уже отдыхали во второй камере.

Вот тогда-то все и пошло ужасно неправильно. При обычных обстоятельствах водолазный колокол не отсоединялся бы от жилых помещений до тех пор, пока двери камер не были бы надежно запечатаны. Однако водолазный колокол отсоединился до того, как двери камеры были закрыты, создав так называемую «взрывную декомпрессию».

«Это смертный приговор», – говорит Ньюсам. «Ты не выживешь».

Давление воздуха внутри жилых камер «Байфорд Долфин» мгновенно поднялось с 9 атмосфер – давления, испытываемого на глубине сотен футов под водой, – до 1 атмосферы, нормального давления воздуха на поверхности. Взрывной поток воздуха из камеры отбросил тяжелый водолазный колокол в сторону, убив Краммонда и тяжело ранив его товарища по команде Мартина Сондерса.

Судьба четырех ныряльщиков, находившихся внутри, была гораздо хуже. Согласно отчетам о вскрытии, трое мужчин, находившихся в камере, – Эдвин Артур Кауард, Рой П. Лукас и Бьерн Гивер Бергерсен — по сути, «сварились» изнутри, когда азот в их крови резко превратился в пузырьки газа. Они умерли мгновенно.

Четвертый ныряльщик, Трульс Хеллевик, погиб самой страшной смертью. Хеллевик стоял перед частично открытой дверью в жилую комнату, когда давление спало. Его тело было высосано через отверстие, настолько узкое, что оно разорвало его и выбросило внутренние органы на палубу.

Извлеченные тяжелые уроки и отсроченное правосудие для семей.
Начиная с 1960-х годов, когда у берегов Норвегии была обнаружена нефть, в Северном море наблюдался нефтяной бум. Безопасность не всегда была главным приоритетом. По одним подсчетам, с 1960-х по начало 2000-х годов в Северном море погибло по меньшей мере 58 ныряльщиков.

«Байфордский инцидент был одной из самых страшных катастроф на нефтяных месторождениях в истории, – говорит Ньюсум, – и это привело к радикальным изменениям в Северном море и в безопасности коммерческих погружений во всем мире».

Сегодня, по словам Ньюсума, каждая водолазная операция требует тщательной оценки рисков и анализа опасностей для жизни. В каждую процедуру встроено резервирование, чтобы исключить человеческую ошибку или неисправность оборудования. Некоторые нефтяные вышки даже оснащены специальными спасательными шлюпками с гипербарическим давлением, которые могут транспортировать дайверов, спасающихся от урагана или пожара, без необходимости сначала возвращать их к поверхностному давлению.

К сожалению, норвежскому правительству, которое эксплуатировало «Байфорд Долфин» в 1983 году, потребовались десятилетия, чтобы взять на себя ответственность за аварию и выплатить компенсацию семьям пятерых погибших. Только в 2009 году норвежское правительство выплатило нераскрытые суммы денег семьям всех шести жертв аварии 1983 года, включая пострадавшего Сондерса. В отчете высказывалось предположение, что в аварии виновато неисправное оборудование, а не человеческая ошибка. В 2016 году буровая установка «Byford Dolphin» была остановлена.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх